Возраст самостоятельности. Журнал "Серебрянный кофе" |
Новости |
Возраст самостоятельности Анна Логунцева, психолог «Частной клиники № 1» Первый летний месяц июнь – это не только яркое солнце и долгожданное тепло, но и месяц важных, серьезных изменений в жизни детей. Они заканчивают детский сад, школу или вуз (в зависимости от возраста), а значит, становятся взрослее и самостоятельнее. И далеко не всегда этот процесс протекает безболезненно для родителей и ребенка. Многие из нас считают, что есть какой-то определенный возраст, когда ребенок становится способным самостоятельно принимать решения и делать выбор. Нередко можно услышать фразу: «Вот будет тебе 7 (14-18 лет и т.д.), тогда будешь решать сам, а пока…» Так когда же наступает возраст «самостоятельных решений»? Все дело в том, что нельзя точно раз и навсегда определить тот возраст, когда ребенок готов сам решать, что и как ему делать. Самостоятельность развивается постепенно. Сначала малыш выбирает, в каких носочках пойти в сад, потом – какую книжку читать и в какую секцию ходить… Постепенно количество и значимость принимаемых решений возрастают. Конечно, ребенок не всегда верно может сделать выбор и оценить свои возможности, а следовательно – совершает ошибки. И далеко не все родители готовы спокойно смотреть на то, как их отпрыск «набивает шишки». Возникает естественное желание: оградить, защитить, помочь и даже сделать что-либо за ребенка, таким образом облегчив его жизнь. Если такой подход к воспитанию преобладает, то взрослеющий сын или дочь постепенно привыкает к тому, что все решения за него принимают взрослые, и начинает полностью полагаться на их опыт. Естественно, что ни о какой самостоятельности в этом случае не может идти и речи… Надо сказать, что это довольно распространенная родительская ошибка. Мечтая о том, чтобы в будущем ребенок вырос самостоятельным, решительным и успешным, мы ограждаем его от возможных (нередко надуманных и преувеличенных) опасностей и проблем в настоящем. Но ведь никто не родился изначально самостоятельным. Выбирать и отвечать за свой выбор учатся точно также, как учатся ходить, говорить, читать… И родителям, если они хотят воспитать действительно самостоятельного человека, стоит больше доверять своему ребенку и давать ему возможность постигать непростую, порой весьма болезненную «науку выбора». Конечно, бывают такие случаи, когда невмешательство действительно чревато серьезными последствиями. И если вы видите, что сделанный выбор опасен для жизни или здоровья ребенка, то, безусловно, надо вмешаться, но сделать это аккуратно, не унижая и не оскорбляя достоинства ребенка. И как можно понятнее для него объяснить причины запрета. Согласитесь, что крики, запреты и любая агрессия в поведении вызывают желание сделать все наоборот, назло всем. Это абсолютно естественная реакция человека, а значит и ребенок будет нарушать «табу», чтобы доказать, что у него есть собственное мнение и право выбора. Не стоит доводить до этой крайности. Дайте своему ребенку в 3 года самостоятельно выбрать носочки или футболку, которую он наденет в сад, и тогда с большой долей уверенности можно сказать, что он сам сможет принять важное и ответственное решение, когда вырастет. Выноска Ребенок учится самостоятельности постепенно. Психологи предлагают вот такую усредненную схему: В детском саду 95% решений принимает родитель и лишь 5% – малыш. В школе процентное соотношение «самостоятельности» заметно меняется: 70% взрослый и 30% ребенок. При этом решения становятся значимее и значительнее. В 16-17 лет в родительской компетенции остается 30% решений (самых серьезных), а оставшиеся 70% – в полном распоряжении ребенка. И уж, конечно, когда ваш ребенок начинает работать, следует свести свое влияние на его выбор к минимуму. Помните, что он уже не ребенок, а самостоятельный взрослый человек. |