Гиперактивный ребенок. Газета "Новый диалог" Северск
Новости
«Маленький чертенок»

Такого ребенка не заметить очень сложно: он постоянно активен, импульсивен, его движения могут быть хаотичными, он постоянно ерзает на стуле, много говорит, перебивает собеседников в разговоре, отвечает, не дослушав, часто не доводит до конца начатое дело, забывает о поручениях, ненавидит скучные и длинные задания и не в состоянии их выполнить, ему трудно быть последовательным и долго удерживать внимание на чем-то одном, не способен долго контролировать свое поведение и подчинять его правилам.

Гиперактивность - диагноз?

Диагноз гиперактивности обычно ставится, когда родители и учителя жалуются, что ребенок чрезвычайно подвижен, непоседлив и плохо себя ведет или плохо учится.

Помочь гиперактивному ребенку может группа специалистов и родители. В каждом конкретном случае нужно определить, какой должна быть помощь гиперактивному ребенку: медикаментозная, психологическая или педагогическая. Первоначально необходимо обращаться к неврологу (невропатологу) или детскому психиатру. Доктор определит причины заболевания, при необходимости назначит лечение. После того, как поставят диагноз, в работу включается психолог. Он поможет в индивидуальной или групповой форме овладеть способами релаксации, развить память, внимание, навыки общения и волевой регуляции.

В помощи гиперактивным не нужно ждать быстрых результатов. Курс лечения длительный, может составлять от 2 месяцев до 2-3 лет. И многое здесь зависит от родителей.

Какой он, гиперактивный ребенок?

Следует отметить, что пики проявления гиперактивности приходятся на 1 год, 3 года, 6-7 и 9-10 лет. Потом активность уменьшится. Но ждать, когда наступит спад активности у ребенка, не следует, т.к. за это время у него могут возникнуть вторичные проблемы: школьная неуспеваемость, нарушение коммуникативных навыков, заниженная самооценка; гиперактивный ребенок не научится контролировать свои движения и эмоции. У мальчиков гиперактивное состояние отмечается в 4 раза чаще, чем у девочек.

Как помочь в учебе?

Интеллектуальная деятельность гиперактивных детей отличается цикличностью: 10-15 минут работы, а потом на 5-7 минут ребенок как бы выключается, в эти минуты, чтобы активизировать сознание, ребенок вынужден вертеть головой, двигать конечностями или всем туловищем. Поэтому целесообразно использовать методы переключения и перерывы. Сделав 2-3 задания, можно поиграть с детьми в какую-то игру, включать физкультминутки или гимнастику для пальцев. Если вы видите, что ребенок не может продолжать работать можно переключить его на другой вид деятельности: попросить полить цветы, раздать пособия и так далее.

Гиперактивным детям сложнее переключаться с одного вида деятельности на другой. Поэтому, за несколько минут до окончания выполнения какого-либо задания можно предупредить: «Осталось 3 минуты» или использовать таймер.

Рекомендации родителям
  1. Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Изо дня в день время приема пищи, выполнения домашних заданий и сна должно соответствовать этому распорядку. Расписание нужно поместить так, чтобы ребенок мог его видеть. Эффективный способ напоминания для детей – применение специальных листов-памяток, которые напоминают о важнейших делах и вывешиваются на видном месте. Кроме текста на этих листах можно разместить соответствующие рисунки. После выполнения какого-либо задания ребенок должен сделать определенную пометку.
  2. В определенный отрезок времени давайте ребенку только одно задание, чтобы он мог его завершить.
  3. Избегайте мест, где собирается много людей. Пребывание в таких местах оказывает на ребенка чрезмерно стимулирующее и возбуждающее действие.
  4. В отношениях с ребенком придерживайтесь «позитивной модели». Хвалите его каждый раз, когда он этого заслужил, подчеркивайте успехи. Это поможет укрепить уверенность ребенка в собственных силах, повысит самооценку. Поощряйте ребенка сразу же, не откладывая на будущее.
  5. Давайте ребенку возможность для расходования избыточной энергии. Полезны ежедневные физические занятия на свежем воздухе, длительные прогулки, бег.
  6. Оберегайте ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению у него самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
  7. Научите ребенка устраивать тихие перерывы.
  8. Заранее договаривайтесь с ребенком о времени игры, о длительности прогулки и т.д. Желательно, чтобы об истечении времени ребенку сообщал не взрослый, а заведенный заранее будильник, кухонный таймер, что будет способствовать снижению агрессии ребенка.
  9. Будьте последовательны в своем воспитании. Если вы что-то запретили ребенку, то нельзя отменять этот запрет без каких-либо веских причин. Если вы попросили ребенка о чем-то, добейтесь, чтобы он выполнил вашу просьбу, и поблагодарите его за это. Требований и запретов к гиперактивным детям должно быть немного, но взрослые должны быть тверды и последовательны. Нельзя поддаваться настроению и в одних и тех же ситуациях то хвалить, то ругать, то оставаться безразличным к ребенку. Следите четко за выполнением ваших требований.
  10. При общении с гиперактивным ребенком можно использовать следующую систему «скорой помощи»:
    • Предложить выбор (другую возможную в данный момент деятельность);
    • Задать неожиданный вопрос;
    • Отреагировать неожиданным для ребенка образом (пошутить, повторить действия ребенка);
    • Не приказывать, а просить (но не заискивать);
    • Выслушать то, что хочет сказать ребенок (в противном случае он не услышит вас).

Ольга Павловна Плешивцева, психолог