Гиперактивный ребенок. Газета "Новый диалог" Северск |
Новости |
«Маленький чертенок»
Такого ребенка не заметить очень сложно: он постоянно активен, импульсивен, его движения могут быть хаотичными, он постоянно ерзает на стуле, много говорит, перебивает собеседников в разговоре, отвечает, не дослушав, часто не доводит до конца начатое дело, забывает о поручениях, ненавидит скучные и длинные задания и не в состоянии их выполнить, ему трудно быть последовательным и долго удерживать внимание на чем-то одном, не способен долго контролировать свое поведение и подчинять его правилам. Гиперактивность - диагноз? Диагноз гиперактивности обычно ставится, когда родители и учителя жалуются, что ребенок чрезвычайно подвижен, непоседлив и плохо себя ведет или плохо учится. Помочь гиперактивному ребенку может группа специалистов и родители. В каждом конкретном случае нужно определить, какой должна быть помощь гиперактивному ребенку: медикаментозная, психологическая или педагогическая. Первоначально необходимо обращаться к неврологу (невропатологу) или детскому психиатру. Доктор определит причины заболевания, при необходимости назначит лечение. После того, как поставят диагноз, в работу включается психолог. Он поможет в индивидуальной или групповой форме овладеть способами релаксации, развить память, внимание, навыки общения и волевой регуляции. В помощи гиперактивным не нужно ждать быстрых результатов. Курс лечения длительный, может составлять от 2 месяцев до 2-3 лет. И многое здесь зависит от родителей. Какой он, гиперактивный ребенок? Следует отметить, что пики проявления гиперактивности приходятся на 1 год, 3 года, 6-7 и 9-10 лет. Потом активность уменьшится. Но ждать, когда наступит спад активности у ребенка, не следует, т.к. за это время у него могут возникнуть вторичные проблемы: школьная неуспеваемость, нарушение коммуникативных навыков, заниженная самооценка; гиперактивный ребенок не научится контролировать свои движения и эмоции. У мальчиков гиперактивное состояние отмечается в 4 раза чаще, чем у девочек. Как помочь в учебе? Интеллектуальная деятельность гиперактивных детей отличается цикличностью: 10-15 минут работы, а потом на 5-7 минут ребенок как бы выключается, в эти минуты, чтобы активизировать сознание, ребенок вынужден вертеть головой, двигать конечностями или всем туловищем. Поэтому целесообразно использовать методы переключения и перерывы. Сделав 2-3 задания, можно поиграть с детьми в какую-то игру, включать физкультминутки или гимнастику для пальцев. Если вы видите, что ребенок не может продолжать работать можно переключить его на другой вид деятельности: попросить полить цветы, раздать пособия и так далее. Гиперактивным детям сложнее переключаться с одного вида деятельности на другой. Поэтому, за несколько минут до окончания выполнения какого-либо задания можно предупредить: «Осталось 3 минуты» или использовать таймер. Рекомендации родителям
Ольга Павловна Плешивцева, психолог |